+7 (495) 363-90-05

"Полимеры в упаковке 2015"

20.07.2015

Заказчик стучит в дверь

Для российских производителей полимерной упаковки высвобождается доля рынка, несмотря на последствия экономического кризиса и стагнацию конечного потребления. Ключевой вопрос в этой ситуации - преодоление старых и новых ограничений, мешающих использовать очевидные конкурентные преимущества, которые позволили бы вытеснить импорт и нарастить экспорт. Компания INVENTRA 15 июня провела Десятую международную конференцию «Полимеры в упаковке 2015». Мероприятие прошло при поддержке Reifenhäuser Blown Film и LyondellBasell.

Текущий год будет непростым для всей полимерной индустрии, однако сегмент упаковки может показать неплохие результаты, отметил в приветственном слове генеральный директор CREON Energy Санджар Тургунов. Это связано прежде всего со снижением импорта из-за продуктового эмбарго. Именно в таких условиях российские производители упаковки получают шансы вытеснить зарубежных конкурентов. Готовы ли они к этому и в какие сроки – ключевые вопросы. Очевидно, что расширение производства требует и времени, и средств. Для отечественных производителей это серьезный шаг, и многие из них готовы его сделать. Но зарубежные компании рано или поздно вернутся на наш рынок, отметил г-н Тургунов. Останется ли в этом случае российская продукция востребованной и конкурентоспособной или опять уступит импорту – главный вопрос отрасли на данный момент.

На рынке полимерной упаковки есть несколько основных тенденций, которые определяют его развитие в целом, рассказал председатель правления Национальной конфедерации упаковщиков Александр Бойко. Растет спрос на упаковку, обеспечивающую увеличение сроков хранения продуктов, фасовку в модифицированных средах; все более популярна упаковка с программируемыми свойствами; востребованы термоформованные средства упаковки, термоусадочные и стретч-пленки. Это объясняется социальными (стремление к здоровому образу жизни, экономия времени на приготовление и потребление пищи) и демографическими факторами (старение населения, уменьшение численности семьи, рост числа одиноких людей). Кроме того, на рынок влияет ужесточение экологических требований в производстве и применении упаковки.

фото_1.jpg

По итогам 1-го полугодия 2014 г. российский рынок упаковки продемонстрировал рост по основным сегментам: гибкие упаковочные материалы выросли на 4.5%, примерно на 4% подросло производство картонных коробок и пластиковых бутылок. Выпуск упаковки из стекла и бумажных мешков, наоборот, упал на 20% и 3% соответственно. Докладчик отметил, что по итогам всего 2014 г. показатели хуже, но все равно объем выпуска полимерной упаковки показывает лучшую динамику, чем материалы «старого уклада», т.е. стекло, металл и гофрокартон.

В 2014 г. в стоимостной структуре российского рынка упаковки преобладали картон и бумага (36%), далее следовали гибкая (20%) и жесткая полимерная упаковка (18%). Таким образом, в настоящее время полимерная упаковка в общем занимает 38% рынка, потеснив бумажные и картонные аналоги. По словам г-на Бойко, на данный момент в России не выпускается оборудование для производства упаковки, отечественное фасовочное оборудование есть, но доля его незначительна. В обоих этих сегментах активизировался Китай. При этом потребители отмечают, что КНР предлагает вполне качественное оборудование по доступным ценам.

Вопрос импортозамещения эксперт прокомментировал так: «В настоящее время скорость снижения пошлин на сырье гораздо ниже, чем на готовую упаковку. А это значит, что мы сами даем преимущество иностранным производителям».

Для «Сибура» внутренний рынок является приоритетным, наращивание производства полиолефинов компания планирует прежде всего в интересах российских переработчиков. Как сообщил руководитель направления «Продуктовый маркетинг» дирекции базовых полимеров Сергей Тутов, вектором развития продуктового портфеля выбраны узкосегментированные решения. Еще в 2012 г. начата работа над созданием бесфталатных продуктов, которые уже доступны в продуктовом портфеле компании. При этом новые продукты изначально соответствуют требованиям как российского, так и европейского законодательства (нормы REACH и других руководств/регламентов).

фото_2.jpg

Генеральный директор НПО «Слава» Михаил Тихонов заметил, что рост цен на полимерное сырье, начавшийся с января с 2015 г., оказывает серьезное финансовое давление на переработчиков. Последние же, работая с клиентами преимущественно на долгосрочной основе, не могут так же пропорционально поднимать цены, чем ставят себя в крайне невыгодное положение. Даже если предпосылки для роста цен и существуют, отрасли нужна более понятная, а главное – предсказуемая динамика этого роста.

Гендиректора НПО «Слава» поддержал Санджар Тургунов, заметивший, что основной способ работы переработчиков с FMCG-компаниями и ритейлом – долгосрочные контракты. Следовательно, этот вариант был бы оптимальным и для связки «производитель полимеров – их переработчик». В противном случае последний становится своеобразным буфером, несущим расходы из-за изменения цен и рыночной ситуации. Г-н Тутов ответил, что «Сибур» открыт к долгосрочным контрактам и не исключает вариантов фиксации цен для переработчиков на определенный период, однако каждый случай нужно рассматривать индивидуально и обязательно в рамках трехстороннего диалога «производитель – переработчик – FMCG».

Обзор российского рынка жесткой полимерной упаковки представила генеральный директор компании «Георг Полимер» Лучеса Набатова. По итогам 2014 г. его емкость составила более 150 тыс. т, в стоимостном выражении это свыше 20 млрд руб., при этом готовые формы преобладают над продукцией FFS (для одновременной формовки, наполнения и запайки). Главной тенденцией 2015 г. г-жа Набатова назвала, естественно, импортозамещение. Помимо этого, не потеряла актуальность т.н. «Доктрина продовольственной безопасности», в рамках которой Минсельхоз утвердил 464 инвестиционных проекта, нацеленных на развитие производства и переработки молочной, мясной, фруктовой и овощной продукции. Около 266 млрд руб. выделено предприятиям на модернизацию.

фото_3.jpg

Докладчик отметила, что с ухудшением экономической ситуации дифференциация товара и «кастомизация» отошли на второй план; приоритетом стали цена пользования, издержки, промышленное производство, серийность. Ряд факторов сдерживают рост рынка: это и ограничения по локализации (когда не все импортные продукты можно заменить российскими аналогами), и сложности с привлечением инвестиций, и ожидания роста цен на сырье.

Готовы ли другие FMCG-компании так активно работать с российскими производителями и переработчиками? По их словам – да, вполне. Региональный менеджер по закупкам пластиков Danone Russia Юлия Ляпина рассказала, что проект по локализации начат в 2014 г. и направлен на замещение импортных марок ПЭТФ, ПС, ПП и ПЭ. Сейчас более 80% сырья и материалов поступает от локальных производителей, при этом ключевой вопрос – пищевая безопасность упаковки.

Важной проблемой российского рынка полимерной упаковки является утилизация отходов, которой долгое время не интересовались. Однако когда государство все-таки взялось за этот вопрос, игроки рынка, что называется, схватились за голову: вместо реальной помощи они получили перспективу новой налоговой нагрузки. Закон о введении расширенной ответственности производителя вступил в силу с 1 января 2015 г., уже 15 октября в бюджет должны поступить первые платежи со всех предприятий, в технологическом процессе которых используется полимерная упаковка. По словам исполнительного директора ассоциации «Руспэк» Любови Меланевской, для реализации положений Закона должно быть разработано более 30 подзаконных актов, в том числе о перечне продукции, подлежащей утилизации, нормативах ее утилизации и ставках экосбора. Предполагалось, что они вступят в силу с 1 июля текущего года, но ни один из них пока не принят. А это значит, что нет ясности по тому, как можно реализовывать требования закона, равно как и нет информации, сколько же нужно заплатить в октябре. Ведомства, производители, переработчики, научные институты – все предлагают свои варианты реализации закона, однако компромисс пока не найден. Оптимальный вариант – ввести переходный период до 2018 г., за время которого четко определить роли и ответственность всех участников; разработать достижимые нормативы утилизации и другие подзаконные акты, прозрачную процедуру контроля и отчетности; реализовать пилотные проекты по внедрению системы расширенной ответственности производителя и самое главное - развить систему раздельного сбора отходов.

Доклады экспертов и реплики в ходе дискуссии явным образом подтверждают, что ситуация на рынке полимерной упаковки оправдывает оптимистические ожидания. Более того, почти во всех сегментах существует потенциал дальнейшего роста за счет локализации закупок крупными потребителями. По меткому выражению одного из переработчиков, «в дверь постучали заказчики, которые игнорировали нас годами». Генеральный директор INVENTRA Николай Асатиани считает, что «теперь ход перешел к производителям упаковки - нарастят свою рыночную долю те, кто не побоится «открыть дверь», то есть инвестировать в расширение производства, бороться за качественное сырье, контролировать издержки. Со своей стороны государству, как никогда ранее уповающему на частную инициативу, следует не только ограждать отрасль от безграмотных нападок лоббирующих различные запреты законодателей, но и реально осуществлять анонсированные меры по финансированию промышленного производства и стимулированию инвестиций - иначе смелых может и не найтись».

Источник: Unipack.Ru

Возврат к списку


12345 12345